Блог как средство общения



Блоги, или «сетевые дневники» - пока еще по-прежнему модное увлечение многих интернетчиков. Некоторых людей в Интернет привели именно блоги – возможность что-то сказать миру и пообщаться с ним. Несмотря на то, что позднее в Сети возникли более «модные» «фишки» - например, социальные сети – блоги по-прежнему остаются популярными и так или иначе получают свое творческое развитие. 

Словечко «блог» пошло от своего англоязычного названия web log – «сетевой журнал». Появились они еще в конце 90-х годов в США, и общеизвестный ЖЖ был не первым. К началу нового века существовали такие сервисы, как OpenDiary, Blogger.com. Живой Журнал (он же LiveJournal), в какое-то время ставший в России синонимом слова «блог», возник в 1999 году - по «канонической» версии, Брэд Фитцпатрик предвосхитил идею наших «Одноклассников» и хотел создать сервис для общения с теми, с кем когда-то учился. Однако проект неожиданно получил признание юзеров по всей Америке, а затем и за ее пределами – и его, разумеется не без «задней мысли» заработать, начали улучшать. В 2000 году в ЖЖ появились сообщества, в 2001 году – френдленты (от слова friend – друг, далее понятно).

Примерно тогда же возникает первое русскоязычное сообщество в ЖЖ. В условиях обозначившихся ограничений на свободу слова «мыслящая интеллигенция» логично увидела в американском публикационном сервисе отличное средство не только бесцензурно высказать свои политико-гражданские соображения, но и подискутировать в онлайне. Поэтому состав ЖЖистов «первого призыва» был весьма солиден: журналисты, политологи, юристы, психологи, врачи, писатели… Однако широкое проникновение Интернета, естественно, «размыло» «элитарную» среду российских блогеров, и в блогосервисы пришли «обычные» юзеры – клерки, студенты и школьники, тусовщики. Типичный современный блогер в России теперь выглядит так: студентка старших курсов московского университета. В целом же по стране больше половины блогеров – женщины (преимущественно студенческого возраста – 19-24 лет), из которых четыре пятых живут в «двух столицах».

Всего русскоязычных блогов, на начало 2008 года, насчитали свыше трех миллионов – примерно 3,2 млн. страниц. Это при суточной аудитории Рунета в 10 миллионов. Вся эта масса распределяется по нескольким блогосервисам, среди которых лидируют LiveInternet и кириллический сегмент «старичка» LiveJournal.

У экспертов, анализирующих блогосферу, существует три взгляда на нее: как на социальную сеть; как на новую форму средства массовой информации; и даже как на способ сделать на этом деньги.

С традиционной социальной сетью типа «Одноклассников» у блогов общего то, что и те и другие помогают находить друзей и объединять их в некое сетевое сообщество. Однако, в отличие от традиционной соцсети, блог позволяет еще и вести полномасштабный обмен информацией. А также, благодаря этому обмену, влиять на реальный мир – скажем, путем виртуальных или реальных флэшмобов.

То, что блоги превратились в новое медийное средство, сейчас понятно, наверное, даже ежу. Именно блоги (а даже не сайты) резко двинули вперед возможность самостоятельно публиковать ту информацию, которую автор считает нужным, без посредников в лице редакций и издательств. При этом (и даже параллельно с этим) блоги дали невиданную ранее степень свободы и оперативности коммуникации. Как результат – в какой-то степени блоги вступили в конкуренцию с традиционными СМИ. Именно в блогах можно найти информацию о событии, ускользнувшем от внимания журналистов, или получить альтернативный взгляд на нечто освещенное в СМИ. А иногда бывает, что блогеры разоблачают неточности или откровенное искажение информации – как, например, было с фотоколлажем якобы «ракетного обстрела» Бейрута. В результате на определенном этапе (в конце 2006 года) стали все более и более настойчиво говорить о перспективе медиаконвергенции – «сращивания» традиционных СМИ и пользовательских сервисов. Собственно, она уже началась – СМИ не стесняются размещать ссылки на блоги, указывать блогосферу источником информации, а иногда и вести свои блоги – даже с виртуальными персонажами.

С притоком денег ситуация посложнее. Разумеется, блогосервис может приностиь прибыль своим создателям даже самыми разными путями. Самый банальный – это реклама. Другой, требующий некоторого доверия пользователей – введение платных сервисов для пользователей. Здесь важно не «переборщить», как это сделал в начале 2008 года Живой Журнал – тогда была сделана попытка отменить возможность регистрировать новые бесплатные аккаунты. ЖЖшная аудитория объявила протест, и под влиянием рыночной конъюнктуры администрация была вынуждена пойти на попятный.

Однако при помощи блогов могут зарабатывать и их владельцы. Например, уже возникали попытки использовать блогеров-«тысячников» как пиарщиков – правда, уже сам слух о такой возможности вызвал неприятие у массовой блогоаудитории. Чуть раньше «тысячник» Самсон Шоладеми пытался торговать ссылками в своем ЖЖ – с аналогичным результатом. Поэтому более «безопасный» вариант – раскручивать нечто, что ты мечтаешь продать, в своем блоге. Таким путем пошел журналист-писатель Дмитрий Глуховский при написании своей повести «Метро» - он, чтобы заинтересовать аудиторию и будущих издателей, стал выкладывать пробные главы в блоге. Задумка удалась, и бумажный «Метро 2033» был активно раскуплен «в реале». Кстати, предварительная выкладка текстов помогла автору исправить множество «ляпов», которые он не затруднился проверить при написании – как-то инфраструктуру метро, звук от выстрелов из разного оружия, «анатомию» автомата и прочие «мелочи».

Однако даже при доминировании «гламурных девочек» российская блогосфера была и остается чуть ли не самой политизированной. Связано было это с планомерным ограничением альтернатив на информацию в России начала XXI века. И чем меньше оставалось источников неофициальной информации и «неканонических» дискуссий, тем больше и шире заинтересованные в этом уходили в Интернет. Как считают многие эксперты, популярность американского ЖЖ на определенном этапе была связана именно с тем, что он… американский – дотянуться до его «редакции» и серверов из России было проблематично. Как только кириллический сектор ЖЖ был продан российской компании, сразу наметилась тенденция к «засекречиванию» и даже удалению блогов – по той же причине. Второй причиной стал «переход Рубикона» российскими правоохранителями – они стали привлекать к ответственности блогеров просто по факту их нахождения в России, несмотря на то, что публикация произошла на сайте под юрисдикцией США (а значит, действующего по американским законам, включая Первую поправку про свободу слова). Самым знаменитым уголовным делом в блогосфере стало обвинение сыктывкарского музыканта Саввы Терентьева за критику российской милиции, и так не сильно популярной в народе (согласно Левада-Центру). Все это прямо повлияло на замедление роста российской блогосферы, имевшее место в 2007 году и в определенном плане продолжающееся в 2008-м.

Нельзя не упомянуть об еще одной ипостаси блога – как средства информационной войны. Особенно между персонажами. В блогосфере почему-то не принято придерживаться общепринятых «в реале» этических норм, поэтому малейшее несогласие с чьей-то точкой зрения порождает поток хамства, а то и угроз с нецензурщиной. Максимальная санкция – бан (запрет доступа), накладываемый либо владельцем блога (для своего «информационного пространства»), либо «полицией блогосферы» - для ЖЖ это Abuse Team, «команда по обидам». К сожалению, для полного прообраза сетевого саморегулирования не хватает одного – общественного осуждения блогохамов, которые от отсутствия физических санкций иногда чувствуют себя ненаказуемыми… По опросам, это также сдерживает рост блогосферы, особенно среди «интеллектуальной» части потенциальных блогеров.

В целом же, если человеку есть много что сказать – блог для этого является наилучшим средством. Так что судьба пейджеров блогосервисам пока никак не грозит – по крайней мере, в обозримом будущем. Не исключено, что блоги будут сращиваться с социальными сетями, давая преимущества и того и другого – в России, например, пробуется подобный проект Делаю.Ру. Возможно, в блогосферу уйдут ленты новостей традиционных СМИ – и туда окончательно «перекочует» обсуждение журналистских статей. Уже появляются видеоблоги, то есть, кроме «персональных газет», возникли еще и «персональные телестудии». Все это наводит на мысль, что слово «блог» не скоро станет анахронизмом…



Назад в раздел
Молодежная палата интернет палата

Организаторы