Безопасное использование социальной сети. Как уберечься от мошенников и защититься от спамеров



Социальные сети, возникнув как особенное, ранее не известное явление, несколько лет назад, стремительно набрали популярность и изменили не только ландшафт Интернета, но и мировоззрение людей, работающих и проводящих свободное время в сети. Аудитория этих ресурсов росла в геометрической прогрессии, и, хотя показатели роста замедлились в последнее время (просто потому, что количество пользователей Интернета не безгранично), нельзя не отметить их большое влияние на жизнь людей. Первыми социальные сети полюбили подростки и студенты, как самая активная часть пользователей – в Соединенных Штатах они облюбовали такие площадки, как MySpace и Facebook.

В России общение в социальных сетях заинтересовало людей немного позже, в основном – в связи с появлением отечественных ресурсов Odnoklassniki.ru и Vkontakte.ru. И, несмотря на то, что бум социальных сетей случился в российском сегменте Интернета позднее, чем на Западе (в США и Европе), прошел он очень бурно: по сути, для многих далеких от современных информационных технологий людей социальные сети («Одноклассники» и другие) стали точкой выхода в Интернет. А желание найти старых знакомых и друзей детства – мотивацией для того, чтобы научиться печатать на клавиатуре, пользоваться браузером и загружать свои фотографии в сеть. Согласно данным, опубликованным летом исследовательской компанией ComScore, рунетчики проводят в социальных сетях 6,6 часов ежемесячно (в среднем). Этот показатель вдвое выше среднемирового. Социальными сервисами сегодня пользуется 59% всех российских интернетчиков.

Не удивительно, что владельцы социальных сетей предоставляют пользователям возможность общаться между собой, вести блоги, публиковать фотографии, узнавать новое о друзьях и событиях в мире не просто так – они на своих «детищах» зарабатывают. Самым традиционным методом монетизации социальных сетей, как и других интернет-сайтов, является реклама: медийная, контекстная или некие спецпроекты (например, конкурсы среди пользователей). Реклама является простой и понятной всем, интернетчики к ней привыкли, и, несмотря на то, что многие её недолюбливают, мы не будем заострять на ней свое внимание.

Какие способы монетизации социальных сетей существуют ещё?

Самые разные, и все они условно объединяются в понятие «платных сервисов». В российской социальной сети «В Контакте», например, пользователи могут поднимать себе или своим друзьям рейтинг с помощью платных SMS-сообщений – этот показатель влияет на попадание страницы пользователи в списки «первых» в поисковой выдаче. Кроме того, пользователи могут покупать друг другу виртуальные подарки – тематические или просто нравящиеся им смешные картинки, которые после покупки отражаются в профилях получателей.

Система платных подарков реализована и в социальной сети «Одноклассники.ру», которую иногда критически называют примером чрезмерной монетизации. Пользователи платят здесь чуть ли не за половину сервисов: за возможность полноценной (а не только ознакомительной регистрации), «улучшенные» оценки фотографий других пользователей, подарки, возможность просматривать чужие страницы анонимно или скрыть собственную активность. Активная часть аудитории ресурса, случалось, даже устраивала виртуальные «пикеты» против таких способов монетизации, но факт остается фактом: по заявленным в начале 2009 года данным, платные сервисы приносят социальной сети примерно половину доходов.

Такой популярностью не обязательные и шуточные, казалось бы, услуги и сервисы пользуются не только в российском сегменте Интернета. Исследования гласят, что этот год стал переломным в сфере стремительного роста рынка виртуальных товаров в США, и доходы от «подарков» и приложений впервые могут достигнуть отметки в 1 миллиард долларов.

Едва ли такие ошеломительные успехи могут кого-то удивить: уж если популярны социальные сети, то, очевидно, платные сервисы внутри этих ресурсов тоже будут пользоваться спросом. Тому много причин: пользователям нравится радовать друг друга, платить за развлечения – и «цветочки» в профилях друзей или поднятие собственного виртуального рейтинга в таких случаях дарят эмоции, похожие на те, что испытывает ребенок, которого приводят в парк аттракционов и разрешают выбрать любую карусель по вкусу.

Спамерские атаки

Однако, тратя деньги на развлечения, или просто общаясь с друзьями, пользователи социальных сетей часто становятся потенциальными, а потом и реальными жертвами мошенников, так как расслабляются, забывают об элементарных мерах предосторожности и самосохранении. Социальные сети – настоящее раздолье для преступников и спамеров, так как за счет большой аудитории ресурса они могут действовать масштабно, будучи уверенными, что уж кто-то на их уловки точно купится (к сожалению, в этом они очень часто правы). Кроме того, сам формат неформального общения в социальных сервисах открывает большой простор для творчества.

Например, мошенники стараются вести общение в той же форме, что и обычные пользователи. Они знакомятся с людьми, напрашиваются в друзья, общаются на интересные жертвам темы, и уж затем – возможно, по прошествии длительного времени, осуществляют свои планы: обманывают, выманивают деньги, предлагают какой-то товар и так далее. Хорошо, если речь идет о спамерской рассылке в сообщениях – её, как правило, легче распознать. Но иногда мошенники действуют прицельно, выбирая не тысячи жертв, а несколько, и ведут с ними коммуникацию крайне осторожно и изощренно.

Пользователям, которые хотят уберечься от общения с такого рода «предпринимателями», стоит не забывать об одном простом правиле: социальные сети – это место для общения друзей между собой. Сайт «Одноклассники» не просто так называется «Одноклассниками», и в социальной сети «В Контакте» поиск по учебным заведениям является основным тоже не просто так. Эти ресурсы направлены на то, чтобы поддерживать уже существующие связи, общаться со старыми знакомыми, коллегами или однокурсниками, но не знакомиться с кем попало. Поэтому в тех случаях, когда кто-то незнакомый начинает проявлять интерес и всячески демонстрировать свое желание общаться, обмениваться опытом и давать советы – это повод задуматься и вести себя с новым «товарищем» осторожно (даже если на самом деле мошенником он не является).

Что же касается упомянутых выше спамерских рассылок, то они, как правило, направлены на то, чтобы «заинтересовать» как можно большее количество пользователей. Сообщения спамеров стилистически построены таким образом, чтобы быть похожими на «живые» сообщения – они пишутся неформальным языком, зачастую – с использованием сленга. Пользователям могут предложить все что угодно: пройти по ссылке и протестировать какой-то сервис, проголосовать за кого-то на конкурсе, посмотреть фотографии, и так далее. Ссылки в таких сообщениях, увы, зачастую ведут на зараженные интернет-страницы. И пользователь, пройдя по ним, рискует заразить и свой компьютер (и это потом точно будет использовано против них) – так что «неформальные» сообщения, уж если они приходят, правильнее всего игнорировать.

К сожалению, зачастую преступникам удается завладеть базами контактов настоящих пользователей, узнав их логины и пароли. В таких случаях с реальных анкет начинают рассылаться сообщения по контакт-листам, и все друзья пользователей подвергаются опасности. Отметим, что гораздо большей опасности, чем при обычных рассылках, так как своим друзьям многие привыкли доверять, и не замечают нюансов: того, что сообщения написаны не в характерном для человека стиле, того, что друг, который не писал полгода, вдруг начинает с места в карьер рекламировать какой-то сайт, и так далее.

Иногда мошенники выступают от имени администрации ресурсов, на которых орудуют – и предлагают перевести деньги на какой-то счет (или отправить платное SMS-сообщение) в благотворительных целях, чтобы, например, помочь любимой социальной сети пережить кризис. Странно, но и в таких случаях многие пользователи верят в ложь, хотя владельцы ресурса (или его сотрудники) не стали бы пользоваться обычными сообщениями (личными или публичными) для коммуникации с пользователями – для этого, как правило, есть другие инструменты, предусмотренные функционалом сайта (например, разделы технических сообщений).

Как защититься?

Чтобы читающим этот текст не показалось, что мы пытаемся кого-то запугать или выставить социальные сети как рассадник мошенников, закончим с примерами. Тем более что методов защититься от спамеров немало. Во-первых, самым действенным способом присутствия в социальных сетях без риска для собственного спокойствия и содержимого кошелька является упомянутая выше народная мудрость «доверяй, но проверяй». Пользователи, внимательно относящиеся к присланным им сообщениям и их содержанию, защищают себя (и, что немаловажно, своих друзей), почти полностью. Доля недоверия к незнакомцам и даже своим приятелям никогда не повредит – легче переспросить двоюродную сестру, действительно ли она участвует в конкурсе красоты и просит о поддержке, чем поступить неосторожно и «лечить» компьютер от вирусов.

Кроме того, лучше не транслировать в публичный доступ много информации о себе: если пользователь пишет о том, где он работает, где живет, какую музыку предпочитает и в какие часы гуляет с собакой в сквере у дома по воскресеньям, и это может прочитать кто угодно – кто-то может использовать эту информацию в своих целях. В том числе и мошеннических: например, втереться в доверие, давя на «общность интересов».

Но рассказы о собаке или музыке – не самое опасное, гораздо важнее скрывать от посторонних глаз контактную информацию, чтобы адрес электронной почты и учетную запись в сервисе мгновенных сообщений не использовали в спамерских рассылках. Западные социальные сети – например, Facebook – в основном функционально построены таким образом, что по умолчанию информация о зарегистрированных пользователях почти полностью скрывается, и просмотреть её могут только друзья (настройки можно менять и «открываться миру», но мало кто поступает так, разве что знаменитости).

В популярном блогхостинге Livejournal.com блогеры могут настраивать комментарии таким образом, чтобы беспрепятственно оставлять их могли только друзья – а посторонним пользователям в таких блогах приходится проходить испытание «каптчей». Это спасает от атак спамеров, которые в Живом Журнале случаются регулярно и многим портят нервы. Ну а на тех сервисах, которые изначально предполагают открытость и общение всех со всеми, чтобы сократить риски встречи со спамерами, лучше всего закрывать свои профили, контакты и возможность получения сообщений от незнакомцев. Или быть готовыми распознать мошенников, если вдруг они решат зайти на огонек.



Назад в раздел
Молодежная палата интернет палата

Организаторы