Наивность и доверчивость пользователей Сети как основной инструмент для мошенников



Сетевое мошенничество – огромная, почти необъятная на сегодняшний день тема. Обман людей с помощью интернет-технологий появится одновременно с появлением Интернета в жизни обычных граждан, и с проникновением технологий в широкие круги общества показатели преступности продолжают расти. Объяснения роста количества кибермошенников просты: чем больше в Сети жертв, обманув которых, можно заработать – тем больше будет желающих обмануть.

На дрожжах кризиса и доверия

В последние два-три года количество мошенников в российском сегменте Интернета сильно возросло по ряду причин. Во-первых, с появлением и ростом популярности такого явления, как социальные сети, увеличилось количество интернет-пользователей, пришедших в Интернет для того, чтобы найти старых друзей и знакомых, а уже потом привыкших к необычной для них среде. Некоторые эксперты даже склонны считать ресурсы вроде «В Контакте» и «Одноклассников» точками входа людей в киберпространство. Новички зачастую не догадываются, что Сеть со всеми её прелестями и безграничными возможностями является средой агрессивной, где можно не только нарваться на грубость и хамство, но и быть обманутым – и поэтому их обманывают.

Во-вторых, распространение социальных сервисов сыграло плохую шутку ещё и в вопросах доверия. Даже бывалым интернет-пользователям зачастую не кажется странным, что некий незнакомец добавляет их в друзья в социальной сети и начинает общаться – это стало обыденным в эпоху Web 2.0, когда основой Интернета стала не информация, а общение, поиск друзей и обсуждение интересных тем. Тот факт, что постучавшийся в друзья пользователь может быть мелким мошенником или опасным преступником, редко кого-либо останавливает.

В-третьих, на увеличение количества мошенников и пострадавших сказался мировой финансовый кризис. Вынужденно или превентивно, но многие компании сократили часть своих сотрудников, и, оставшись без работы, многие умельцы не стали рассылать резюме, ожидая от моря погоды, а решили зарабатывать на жизнь нечестным путем. Да и жертвы мошенников зачастую становились жертвами именно по причине постоянного стресса, растерянности, страха за завтрашний день, и, как следствие – необдуманных поступков.

Существуют самые разные виды мошенничества и пути втереться в доверие пользователям, чтобы затем обмануть их. Кто-то действует нагло и примитивно, кто-то разрабатывает сложные и тонкие махинации, некоторым аферам в Интернете мог бы позавидовать Остап Бендер. Все акты мошенничества объединяет одно – доверие пользователей к своим обидчикам.

Рассмотрим основные и самые распространенные виды мошенничества.

Во-первых, речь идет о спаме – письмах, сообщениях в мессенджерах и социальных сетях, на форумах, побуждающих пользователей совершить то или иное действие: пройти по ссылке (нередко – зараженной вирусами), приобрести тот или иной товар, заказать услугу. Иногда спамерские письма, ассоциирующиеся у большинства интернетчиков со словами «надоедливость» и «навязчивость», бывают действительно безобидными. Например, в тех случаях, когда мошенники пообещали какой-нибудь неопытной фирме масштабную рекламную кампанию в Интернете, а сами устроили спам-рассылку, не только не приносящую пользу, но и наносящую урон репутации заказчика. Такие письма надоедают, но не опасны. Гораздо чаще предложения спамеров таят в себе подводные камни, «напоровшись» на которые можно если не пойти ко дну, то уж точно пострадать.

И что же, интернетчиков это останавливает? Как бы ни так! Многие пользователи, конечно, знают, что доверять спаму нельзя, устанавливают спам-фильтры, уровни доступа к своим аккаунтам в социальных сетях и в блогхостингах, а случайно затесавшиеся в свежую корреспонденцию «предложения, от которых невозможно отказаться» отправлять в мусорную корзину. Но некоторые интернетчики (и их, по подсчетам аналитиков, ох и не мало, и меньше не становится) охотно клюют на расставленную наживку: покупают сомнительные товары, регистрируются в сомнительных сервисах, заказывают странные и не всегда легальные услуги. Оплатить товар банковской картой и остаться без денег и покупки – не самый худший в таких ситуациях финал. Гораздо хуже, когда мошенники воруют данные банковские карт и другую информацию о человеке, и затем используют в целях наживы (а это, увы, случается часто, так называемый «фишинг» и «кардинг» в последнее время очень распространены).

Привет из Нигерии

И ладно бы доверчивые пользователи только «покупали» что-то у мошенников. Зачастую преступники, давя на такие свойственные многим чувства, как сострадание к ближнему или, наоборот, жажду легкой добычи, заставляют людей платить им деньги просто так.

На «заре» Интернета, 10 лет назад и ранее, владельцам электронных почтовых ящиков приходили так называемые «нигерийские письма» или «нигерийский спам» - сообщения, в которых людям предлагали или просили выслать какую-либо сумму нуждающемуся. Эти письма часто приходили от имени жителей Нигерии, и потому получили такое название. Авторы писем сочиняли самые разные истории: просили помочь деньгами голодным детям, представлялись сотрудниками общественных организаций и благотворительных фондов, уговаривали помочь средствами в бизнесе с последующим возвратом большей суммы денег. Иногда байки были совершенно невероятными: мошенники называли себя президентами, братьями королей, просили выслать 100 долларов, чтобы помочь совершить государственный переворот, адресатам за их щедрость обещали золотые горы и полцарства в придачу. И многие, вы не поверите, верили.

С течением времени количество «нигерийского спама» и степень доверия к таким письмам снизились, но не до нуля. В 2008 году многих потрясла история американки Джанеллы Спирс, которая спонсировала нигерийских спамеров в течение двух лет и не заметила подвоха (а письма ей приходили от имени главы ФСБ, президента США и т.п.). Женщина лишилась почти всех семейных сбережений – 400 тысяч долларов (на эти деньги, если тратить их с умом, можно действительно накормить не одного голодного ребенка).

Жизнь – игра?

Доверчивых и азартных интернетчиков часто затягивает в пучину интернет-казино. Игровые сервисы, где можно поиграть с виртуальными соперниками в покер, рулетку или преферанс, с одной стороны, очень привлекательны, а с другой – не зря запрещены во многих странах наравне с настоящими казино и игровыми домами. Пользователи раскладывают виртуальные карты, покупают виртуальные фишки, но тратят вполне реальные деньги – и их очень часто обманывают.

Азартными играми в Интернете можно назвать не только аналоги настоящих азартных игр, но и все те, в которых игроков вынуждают тратить деньги – а таковых, увы, очень и очень много. Правда, мошенничеством такой способ вытягивания денег с ходу назвать нельзя, нужно учитывать особенности каждого конкретного случая.

Добыча в сетях

Ещё один распространенный вид мошенничества (идущий рука об руку со спамом) – сбор конфиденциальных данных о пользователях самыми разными способами. Интернетчикам предлагают пройти тест и ввести свои реальные данные, зарегистрироваться на сайте, скачать программу и оставить для этого контактную информацию, в общем, сделать что-нибудь, чтобы вытянуть детали. Полученное может использоваться для разных целей: все тех же спамерских рассылок (зарегистрировались где-то через данные почты? Будьте готовы: спам придет не только вам, но и всему контакт-листу), снятия средств с банковских счетов, рассылок по SMS и так далее.

Портрет жертвы

Мы привели пример нескольких распространенных видов мошенничества. Все они, как уже упоминалось выше, схожи в одном: пользователям никто не заламывает руки и не пытает, заставляя совершить то или иное действие в ущерб себе. Люди сами, охотно и с удовольствием, причиняют себе вред. Они доверяют мошенникам, переходят по вредоносным ссылкам, своими собственными руками вводят данные счетов и других документов, покупают товары непонятно где и у кого.

Психологическое исследование Office of Fair Trading Великобритании, проведенное в 2009 году, выявило, что пользователи, единожды поверившие в обман, попадают на удочку мошенников снова. Большинство жертв преступников эмоциональны, склонны доверять своей интуиции и сиюминутным порывам, и не хотят анализировать предложения и критически оценивать ситуации, в которые попадают. Жертвы часто самоуверенны, и, основываясь на опыте общения в Интернете, уверены, что их не проведешь. С близкими и родственниками потенциальные жертвы, как правило, не советуются. Узнаете себя в этом портрете? Значит, есть повод задуматься.



Назад в раздел
Молодежная палата интернет палата

Организаторы