Интернет и образование



С развитием и распространением Интернета у людей появляется все больше возможностей, в том числе и для удаленной учебы. С помощью компьютера и Сети можно легко найти практически любой научный материал, книгу, статью или дискуссию на нужную тему. Так зачем тратить столько времени на посещение лекций, семинаров и обучение в университете, если необходимую информацию можно получить, не выходя из дома? Кроме того, в ряде учебных заведений существует интерактивная форма обучения по Интернету, позволяющая получить настоящий диплом об образовании.

Главное преимущество виртуального источника информации состоит в экономии времени. Вместо того, чтобы часами сидеть в библиотеке, достаточно пару раз кликнуть мышкой и получить тот же результат при минимуме затраченных усилий. С помощью специальных дисков с учебными материалами школьник может подтянуть проблемную дисциплину, не прибегая к дорогостоящим занятиям с репетитором. Поисковая система моментально выдаст множество ссылок на любой интересующий вас запрос, избавив от необходимости рыться в учебнике в поиске нужной главы. Несомненно, Интернет делает процесс обучения проще, а поиск информации легче и удобнее. Но всегда ли такой подход во благо?

Многие преподаватели склонны считать Интернет злом, а не помощником в учебе - из-за вечной проблемы плагиата и списывания. Как показывает статистика опроса, проведенного в Сети по инициативе Национального Узла Интернет-безопасности, около 80% пользователей Интернета сдавали скаченные рефераты как свои, треть из них делает это регулярно, а 50% опрошенных прибегают к плагиату, только если тема реферата слишком трудна или неинтересна. В любом случае, половина сданных рефератов являются переделанной копией чужой работы. По данным социального исследования ГУ-ВШЭ, чаще всего скачивают рефераты, эссе и курсовые студенты четвертых курсов ВУЗов – 52%. Реже первокурсники - их 47%. Покупают готовые работы от трех до семи процентов студентов – видимо, та прослойка этого традиционно бедного сословия, что имеет в карманах лишние деньги.

Из этой статистики логичен вопрос: разве подобное отношение к учебе способствует повышению качества образования? Конечно, нет. Если человек работает над темой научной работы самостоятельно, он обязательно станет лучше в ней разбираться. А благодаря Сети многие ленятся даже прочитать то, что оттуда скачали – на зачетах они зачастую даже не знают, что написано в сдаваемых ими рефератах.  

Правда, винить в этом Интернет было бы ошибочным. Дело в том, что упрощение процесса обучения будет по-настоящему полезно лишь тем, кто действительно хочет получить знания и стремится к ним. Те же, кто не заинтересован в этом, не стал бы усердно работать и при отсутствии Интернета. Таким образом, в зависимости от личных желаний человека и формируется роль Сети в его обучении.

При этом важно понимать, что у самых маленьких учеников, да и у многих подростков, учеба отходит на второй план после развлечений и общения с друзьями. Интернет довольно успешно позволяет им перераспределить свое время, так чтобы и «волки были сыты, и овцы целы». Домашние задания, контрольные, рефераты, ответы на билеты – все это можно найти на бескрайних просторах виртуального пространства. С другой стороны, устроить какое-либо развлечение с друзьями теперь тоже можно без выхода из своей комнаты.

Поэтому родителям важно контролировать или хотя бы обращать внимание на то, каким образом их ребенок использует Интернет для учебы. Помогает он лучше усвоить знания или просто дарит больше свободного времени для посторонних занятий. Если родитель замечает, что Сеть используется не для поиска материалов по учебе, а банального скачивания готовых работ, стоит проконтролировать ребенка и объяснить, что прогресс прогрессом, а писать свои рефераты самостоятельно все же стоит. Хотя бы для того, чтобы другим потом было что скачивать.

Как это ни банально, самым простым и верным решением проблемы является проверять уроки у своего ребенка. Скачивание из Интернета в корне ничем не отличается от обычного списывания, разве что способ более технически продвинутый, а со списыванием боролись во все времена. Пример «киберинтеграции шпаргалок» - сборники «Готовых домашних заданий», популярные несколько лет назад, которые сейчас благополучно обрели электронный вид. Поэтому винить Сеть и лишать ребенка Интернета ради того, чтобы заставить его поучиться, будет лишним. Ведь если есть желание списать, способ найдется.

Не стоит забывать и о том, что скачивание чужих работ можно квалифицировать как присвоение чужого интеллектуального труда и нарушение авторских прав. Если реферат был украден, а не добровольно передан автором в общее пользование, то на легкомысленного любителя халявы могут теоретически подать в суд. Поэтому следует использовать рефераты так же, как и другие источники материалов, как онлайновые так и оффлайновые. То есть переформулировать, составлять из нескольких свою собственную работу, в которой содержаться ваши личные мысли и доводы. Тогда скаченный реферат превратиться в некое подобие своей работы.

В любом случае, Интернет – замечательный инструмент для работы в любой научной сфере и то, как вы или ваши дети используют его – зависит только от вас.



Назад в раздел
Молодежная палата интернет палата

Организаторы