Защита от Интернет-угроз в школе: история и практика



За последние двадцать лет Интернет стал незаменимым источником информации и коммуникации для подавляющего большинства жителей планеты Земля. Таким образом, настала пора учить пользованию Интернетом так же, как чтению и письму – в школах. Поэтому практически во всем мире школы давно подключают к "паутине".

Зачем? Во-первых, доступ к Интернету подразумевает доступ к образовательным ресурсам, возможность оперативно найти ту или иную информацию, необходимую для учебы. Во-вторых - причем этот пункт является продолжением первого - интернет в школах сокращает так называемое "информационное неравенство", ведь дети и подростки, не имеющие компьютеров и подключения к сети дома, получают доступ к сети в школах.

Как приходила Сеть

В большинстве стран мира доступом к сети в школах озаботились на рубеже XX и XХI веков. По данным Washington Profile, в 2002 году все школы и высшие учебные заведения США имели выход в глобальную сеть. Если быть более точными, процесс подключения начался в 1997 году, во время второго президентского срока Билла Клинтона - который заявлял, что каждый школьник обязан уметь пользоваться сетью Интернет, а школы должны предоставить всем детям эту возможность. Проект поддерживался как государством, так и частными организациями. Не отставала от Соединенных Штатов и Европа: например, в январе 1998 года правительство Франции приняло программу действий для подготовки вступления Франции в информационное общество. Согласно программе, наряду с внедрением в стране инициатив по созданию "электронного правительства", к Интернету подключили школы, колледжи, университеты, библиотеки и так далее.

Компьютерные классы с подключением к сети Интернет в 90-х годах прошлого века появились и в остальных странах Западной Европы - вне зависимости от того, существовал ли в школах широкополосный доступ к Интернету (этот вопрос в разных школах решался индивидуально).

В России подключать школы к Интернету начали также в 1990-х годах, правда, тогда это были лишь отдельные инициативы, спонсируемые коммерческими организациями. Сам по себе Интернет в России был распространен очень слабо, так что процесс шел в основном без участия государства – значимость Сети в его глазах еще не выросла до показателей, требовавших его участия. Примечательно, что "благотворительные акции" коммерческих компаний затрагивали в основном сельские школы, тогда как относительно крупные города зачастую оставались ни с чем.

Государственное участие в подключении образовательных учреждений к Интернету началось в России несколько позднее, чем в Штатах и Европе - в 2002 году. Через год Интернет появился во многих школах Дальнего Востока – по отчетам Минсвязи, в среднем примерно в 40-80% школ (а в Магаданской области подключили 100% школ). В 2004 году программа по компьютеризации и интернетизации расширилась: в 20 регионах Российской Федерации доступ к сети появился почти во всех школах.

В конце концов, в 2006 году стартовал нацпроект "Образование", в ходе которого к Сети подключили уже все школы России за счет федеральных властей. Согласно условиям проекта, «протянуть паутину» нужно было к концу 2007 года, то есть меньше чем за два года. Из федерального бюджета на эти цели было выделено 3 млрд рублей: за 2006 год нужно было освоить один миллиард, другие два отводились на 2007 год. Причем на протяжении двух лет с момента подключения доступ к интернету оплачивался из федерального бюджета.

Осенью 2008 года школы начали от «федерального Интернета» "отключать" - иначе говоря, переводить оплату доступа к сети в ведение региональных властей. С 1 октября на региональное обеспечение перешли школы Саратовской, Самарской, Белгородской, Ивановской, Костромской, Липецкой, Курской, Орловской, Читинской, Омской, Брянской и ряда других областей. Позднее к ним присоединились и другие регионы Российской Федерации, где местные власти заключили соответствующие соглашения с провайдерами. По данным на весну 2009 года, школьный трафик значительно сократился - впрочем, не настолько, чтобы всерьез связывать эти цифры с перераспределением оплаты интернет-трафика. В некоторых регионах расход трафика даже увеличился - например, в Ненецком автономном округе, республике Марий Эл, Чувашской республике, Московской и Волгоградской областях, Краснодарском крае.

От чего защищать детей в школе?

Старая истина: Интернет является не только неисчерпаемым источником знаний и прекрасным инструментом для общения и обучения, но и местом, где дети и подростки могут столкнуться с опасным, вредным контентом - например, экстремистским или порнографическим. Эта истина одинаково верна как для дома или Интернет-кафе, так и для школы. Поэтому «интернетизация» школ поставила перед педагогами новую проблему - организации безопасного Интернет-серфинга школьниками в компьютерных классах.

Родители, позволяющие своим детям пользоваться интернетом дома, решают этот вопрос в индивидуальном порядке: сидят в сети вместе с ребенком, устанавливают программы, позволяющие контролировать, какие сайты посещает ребенок, пользуются специальными "детскими" браузерами, работающими с "белыми" или «черными» списками сайтов, и так далее. Кто-то вообще полностью доверяет своим чадам и считает, что никакой опасности интернет не представляет.

Работникам сферы образования, конечно, приходится быть гораздо более осмотрительными - все-таки школа должна учить «разумному, доброму, вечному». То есть им просто необходимо учитывать, что дети и подростки могут попасть во всемирной паутине не только на обучающие и полезные сайты, но и на совершенно неприемлемый контент. Например, во время прокурорских проверок в некоторых школах выяснялось, что ученики в школе успешно посещают веб-страницы с порнографическим содержанием - что, вполне соответствуя любопытству юности, не соответствует задачам образования. А зачастую столкновение с жестоким миром взрослых в сети происходит вопреки желаниям самого ребенка - именно поэтому от подобных "столкновений" детей нужно ограждать. И именно поэтому на компьютеры в школах было принято решение устанавливать специальные фильтры, блокирующие доступ к негативному контенту.

Все программы-фильтры работают по похожим правилам. Во-первых, существует "черный список" ресурсов, доступ к которым закрыт «по умолчанию». Эти базы постоянно пополняются и ПО, установленное на компьютерах, централизованно блокирует опасные ресурсы. Во-вторых, программы реагируют на так называемые "стоп-слова" на страницах сайтов или в адресах доменов. Конечно, этот метод периодически дает сбои: в "расстрельные" списки по недоразумению попадают вполне нейтральные, а то и вовсе полезные ресурсы, а опасный контент, наоборот, достигает глаз и умов юных адресатов.

Анализируя опыт внедрения компьютерных технологий и Интернета в образование, можно отметить один общий недостаток, свойственный исполнителям этих проектов в многих странах. Сначала в школы начали проводить Интернет, и только после этого всерьез задумались о безопасности и необходимости контролировать информацию, которую могут увидеть ученики.

В Соединенных Штатах Америки, как уже упоминалось выше, интернет в школы начали проводить в 90-х годах прошлого века, и только в 2002 году заговорили об обязательном оснащении компьютеров в классах фильтрами, закрывающими доступ к сайтам, не имеющим отношения к развитию и образованию.

До 2002 года велись бурные дискуссии касательно фильтрации контента, и соответствующие законодательные акты критиковались многими правозащитниками, назывались антиконституционными и ограничивающими права пользователей (в данном случае - детей). Несмотря на это, по данным на сентябрь 2002 года 75% американских учебных заведений либо уже установили, либо находились в процессе внедрения порнофильтров и другого "защитного" программного обеспечения. Уже через год этот показатель увеличился почти до 100%. А работников сферы образования обязали не только ограждать подопечных от нежелательной информации, но и проводить просветительскую деятельность: объяснять неопытным учителям и родителям, зачем необходимо защищать детей от опасностей интернета и какими методами это можно делать. Значительную роль в этом направлении сыграла организация "Безопасность Интернета в Америке" (I-SAFE America), созданная при Конгрессе США в 1998 году. В 2003 году сотрудники этой организации получили 5 миллионов долларов на реализацию образовательных программ. Уже через год проект обучения учителей, родителей и самих детей правилам использования интернета охватил все 50 штатов.

Несколько позднее о безопасности детей и взрослых, пользующихся интернетом, задумались в Австралии, "славящейся" в кругах специалистов жестким отношением к порнографии и противоправному контенту. Здесь в 2006 году стартовал общегосударственный проект NetAlert (инициированный правительством страны), в рамках которого программы-фильтры до 2009 года распространялись бесплатно (в образовательных учреждениях, библиотеках и других центрах образования, программы, блокирующие порнографию, появились на несколько лет раньше). Сейчас проект эволюционировал в комплексный австралийский Национальный узел, способствующий повышению кибербезопасности. Так называемому "федеральному" австралийскому фильтру пришлось пройти «испытания на практике» - в 2007 году мир облетела сенсационная новость: программу, в которую правительство Австралии вложило десятки миллионов австралийских долларов, удалось за полчаса взломать обычному 15-летнему подростку.

Показателен опыт фильтрации контента китайскими властями. В Поднебесной планируется внедрить фильтры, защищающие от порнографии, под кодовым названием "Зеленая стена". По замыслу, установка защитных программ формально будет носить необязательный характер, но к проекту подключится подавляющее большинство интернет-пользователей страны. Строительство «великой Интернет-стены» все откладывается: изначально продажа фильтров должна была начаться с 1 июля 2009 года. Затем старт проекта перенесли неопределенный срок (во многом из-за протестов критиков "стены"). Правда, Китай и без повсеместного распространения защитного ПО успешно борется с порнографией в сети, не особенно стесняясь в средствах. Например, власти не раз блокировали крупные западные сервисы (в том числе поисковик Google) за предоставление китайцам доступа к негативному, по их мнению, контенту.

А что же в России? В марте 2008 года в рамках нацпроекта "Образование" в школы поступило "защитное" ПО, блокирующее нежелательный контент по особым спискам. Надо понимать, именно его успешно обходят школьники, давая затем материал для уже упомянутых прокурорских проверок. Впрочем, на этом поставка в школы стандартных пакетов программ (в которые входят не только фильтры, но и антивирусы, графические редакторы и т. д.) завершилась. В устанавливаемых в школах фильтрах существуют разные уровни защиты. По умолчанию блокируются только интернет-сайты, идущие непосредственно вразрез с российским законодательством, например, экстремистские или пропагандирующие терроризм. А вот порнографические ресурсы формально каждая школа вольна запрещать самостоятельно – но никто, стоит отметить, от этого добровольного действия не отказывается. Кроме того, педагоги при помощи фильтров могут оградить детей и подростков от нецелевого использования сети Интернет - заблокировать популярные социальные сети, сайты знакомств и так далее. Это объясняется тем, что, как правило, школьники на уроках и переменах не решаются посещать сайты с контентом "для взрослых", зато активно проводят время в социальных сетях, тратя рабочее время и рискуя наткнуться на ту же самую негативную информацию.

В эпоху национального проекта "Образование" был также открыт «Школьный портал» - стартовый ресурс для всех школьных компьютеров, с поисковой системой и навигацией по всем образовательным сайтам интернета. "Школьный портал", задуманный как "единый справочно-обучающий комплекс интернет-страниц для школьников, обучающихся информатике в рамках школьного курса, а также экспертно-коммуникационная среда для преподавателей, родителей и экспертов", нельзя назвать однозначно удачным проектом. Портал, открывшийся в декабре 2007 года, сразу оброс вполне справедливой критикой. Выяснилось, что разработчики поспешили и не продумали систему регистрации, не прописали четких правил, а главное - толком не доделали систему фильтрации, и из-за этого поиск внутри портала рекламировал далеко не полезные сайты.

Одной из целей проекта "Школьный портал" является, как отмечается в его описании, образование школьников и студентов, обучение их навыкам использования сети для поиска полезной информации и саморазвития. На наш взгляд, "шероховатый", не идеальный запуск этого ресурса сыграл большую роль в воспитании не детей, но взрослых. Ведь, пожалуй, только критикуя создателей портала, многие российские пользователи интернета впервые и всерьез задумались о том, что детей, сидящих в сети, действительно есть от чего защищать.



Назад в раздел
Молодежная палата интернет палата

Организаторы