Рекомендации Общественного Совещания «Угрозы детям, взрослым и обществу из Интернета: положение в России»



РЕКОМЕНДАЦИИ

Общественного Совещания «Угрозы детям, взрослым и обществу из Интернета: положение в России» (Общественная Палата РФ, 4 февраля 2010 г.)

Участники Общественного Совещания подробно рассмотрели положение дел в области состояния и распространения различных видов Интернет-угроз в Российской Федерации, актуальное состояние информационно-просветительской работы по защите от Интернет-угроз, защитных механизмов по ограждению пользователей от противоправных действий, совершаемых с применением сети Интернет и компьютерных технологий, а также положение дел в области законодательного регулирования вопросов безопасного использования сети Интернет и правоприменительной практики в этой области. Были рассмотрены вопросы международного взаимодействия России и российских организаций с зарубежными участниками процессов по созданию безопасной Интернет-среды, зарубежный опыт обеспечения безопасного использования сети Интернет, а также обсуждены проекты инициатив саморегулирования в области повышения уровня безопасности Интернет-среды для российских пользователей – в частности, был обсужден проект Декларации принципов по созданию Интернет-пространства для детей.

В ходе работы Общественного Совещания были выделены следующие моменты: В законодательном плане отмечена сохраняющаяся хаотичность охвата нормативно-правовыми актами проблем, связанных с использованием Интернета и оборотом контента в Интернете. В частности, было констатировано обилие проблем, создаваемых отсутствием на данный момент четкой дефиниции детской порнографии. При этом экспертное сообщество неоднозначно оценило идею криминализации хранения детской порнографии без цели сбыта – юристы-правоприменители высказались против внесения подобных поправок в уголовный закон, при том что в поддержку подобных мер высказывались в основном представители некоммерческих организаций социальной направленности.

В правоприменительном плане отмечена недостаточность подхода, практикуемого ныне правоохранителями в области защиты несовершеннолетних от противоправных посягательств с использованием Интернет-технологий. Было отмечено, что число возбужденных в России уголовных дел по фактам распространения детской порнографии в сети Интернет явно не соответствует объему подобного контента, находящегося в обороте в сети Интернет, о чем соответствующие вопросы были заданы представителю БСТМ МВД России. Также в ходе профильных секций и рабочих групп была отмечена однобокость подхода правоохранителей к расследованию дел, связанных с сексуальной эксплуатацией несовершеннолетних – в частности, акцент делается на распространении сцен сексуальной эксплуатации, при этом вне внимания правоохранителей остаются факты собственно эксплуатации и «завлечения» детей с целью такой эксплуатации. Вследствие этого, было отмечено экспертами, зачастую остаются безнаказанными лица, непосредственно вступающие с несовершеннолетними в половые отношения, и тем более организованные группы, которые занимаются производством подобных видеоматериалов на коммерческой основе. При обзоре средств программно-технической защиты несовершеннолетних от противоправного контента было отмечено, что в настоящее время социально-ответственные Интернет-провайдеры и разработчики предлагают пользователям различные средства ограждения несовершеннолетних от противоправного контента для использования на домашних компьютерах. Так называемые «средства родительского контроля» сочетаются с предложениями изолированных развивающих Интернет-пространств для детей, построенных по принципу «белого списка». Тем не менее необходима популяризация средств родительского контроля среди целевых аудиторий, а также внедрение средств ограждения несовершеннолетних от противоправного контента в местах публичного доступа в Интернет. Особого интереса удостоился почин мобильного оператора СкайЛинк в области создания безопасного Интернет-пространства для детей в «мобильном Интернете». В плане международной интеграции Российской Федерации в процессы по созданию глобального безопасного Интернет-пространства был отмечен серьезный прогресс, имевший место за последние два года. Был отмечен рост социальной ответственности хостинг- и Интернет-провайдеров, активизировавших свою деятельность по досудебному прекращению оборота контента, имеющего признаки противоправного. Аналогичную деятельность начали развивать наиболее социально-ответственные регистраторы доменов, в частности внеся соответствующие изменения в Правила регистрации доменов в доменной зоне .ru. С целью сбора информации о противоправном контенте в сети Интернет и исключения при этом негативного фактора недоверия к правоохранительным органам была инициирована общественная «Горячая линия», которая производит первичную независимую проверку сообщений и инициирует методы саморегулирования и регулирования. В России был независимо создан и развил свою деятельность аналогичный зарубежным Центр безопасного Интернета, сконцентрировавший в себе информационно-просветительское направление, консультационную деятельность и работу «Горячей линии». Российские «горячие линии» входят в международную сеть INHOPE, начат процесс интеграции Центра безопасного Интернета в России в европейскую сеть таких центров Insafe, российская Неделя безопасного Рунета стала частью международных мероприятий Дня безопасного Интернета. Необходимо укрепление сотрудничества в части интенсификации общественно-государственного партнерства в области содействия розыску пропавших и сексуально эксплуатируемых детей, реабилитации жертв подобных преступлений, а также интенсификации внедрения курсов обучения школьников Интернет-грамотности в начальной школе.

По итогам Общественного Совещания его участники РЕКОМЕНДУЮТ:

Государственной Думе РФ и Совету Федерации РФ:

- Обратиться к Президенту Российской Федерации с предложением о поддержке инициативы саморегулируемых и общественных организаций о создании, на основе частно-государственного партнерства, под эгидой Совета по развитию информационного общества в Российской Федерации при Президенте Российской Федерации «Центра оказания помощи пропавшим и эксплуатируемым детям».

- Проработать вопрос об ускорении принятия соответствующих изменений в действующее законодательство, нормативные акты по введению понятийного аппарата, дающего определения событий, явлений и процессов применительно к информационно-коммуникационным технологиям, сети Интернет в части повышения уровня защиты семей и несовершеннолетних (в том числе в проект федерального закона «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"», защищающий несовершеннолетних от информации, которая наносит вред их здоровью, а также в проект федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»);

- Рассмотреть вопрос о законодательном закреплении за операторами пунктов коллективного доступа в сеть Интернет и операторами мобильной связи обязанности при оказании услуг доступа в сеть Интернет несовершеннолетних использовать программно-технические средства защиты несовершеннолетних от действий и контента, несовместимого с задачами их нравственного и патриотического воспитания;

-Провести дополнительную проработку вопроса о криминализации хранения сцен сексуальной эксплуатации несовершеннолетних без цели сбыта.

Правительству Российской Федерации:

- проработать вопрос о создании системы оперативного межведомственного взаимодействия (с целью возможности оказания оперативной помощи несовершеннолетнему в рамках создаваемого Центра) между органами внутренних дел, здравоохранения и социального развития, образования и иных, а также оперативного взаимодействия и информационного обмена между государственными органами, службами и организациями и общественными организациями в рамках Центра.

- содействовать с технической и инфраструктурной точек зрения созданию и функционированию Единой службы помощи несовершеннолетним, оказавшихся в трудной ситуации, и деятельности Центра по оперативному информированию о несовершеннолетнем – потенциальной жертве похищения либо эксплуатации, а также сборе информации о возможном местонахождении этого несовершеннолетнего.

- Разработать комплекс мер по развитию специальных программ «Безопасный Интернет» с их приоритетным финансированием (по аналогии с программами, развитыми в Евросоюзе).

Министерству внутренних дел Российской Федерации:

- внедрить комплексный подход к расследованию преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, то есть при выявлении в сети Интернет изображения со сценами сексуальной эксплуатацией детей установить приоритет расследования непосредственно полового сношения или развратного действия в отношении несовершеннолетнего. Споры о подследственности, в частности в отношении дел о распространении сцен сексуальной эксплуатации, исключить в пользу подразделений органов внутренних дел, расследующих преступления против половой неприкосновенности граждан.

- проработать вопрос о создании регламента об организации взаимодействия (оперативного обмена информацией) с общественными институтами, оказывающими помощь в выявлении событий преступлений против несовершеннолетних; в том числе организовав прием информации от таких институтов в соответствии с международной практикой с регистрацией принимаемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству культуры Российской Федерации, Министерству здравоохранения и социального развития РФ: - поддержать и активизировать переподготовку работников ведомств в части повышения их осведомленности относительно возможных опасностей при использовании сети Интернет и методов профилактики, противодействия таким опасностям;

- содействовать публичным инициативам по повышению уровня осведомленности несовершеннолетних, родителей, работников своих ведомств и подведомственных организаций о мерах профилактики, предотвращения и преодоления последствий вредоносных действий, возникающих при пользовании сети Интернет.

- содействовать внедрению средств защиты несовершеннолетних от противоправных действий через сеть Интернет, в том числе вредоносного контента, несовместимого с задачами просвещения и воспитания подрастающего поколения;

- поддерживать инициативы и деятельность организаций по просвещению населения, особенно семей с детьми, разработку мер профилактики, предотвращения и преодоления вредоносных последствий, возникающих при использовании сети Интернет;

- ввести в практику работы ведомств проведение как отраслевых, так и межведомственных мероприятий по обмену опытом работы в этом направлении и распространению передовых практик и инноваций.

- разработать целевую программу по созданию позитивного просветительского контента для детей с использованием существующих возможностей музеев, библиотек, архивов с привлечением издательств и СМИ;

- способствовать созданию общественных коллективных механизмов по экспертизе контента для детей (с привлечением специалистов из разных сфер знания), созданию порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей (рекомендательных каталогов детских ресурсов);

- рассматривать детские, детско-юношеские, общедоступные библиотеки в качестве «площадок» способствующих объединению сил специалистов и общественности, проведению комплексных мероприятий для просвещения населения и обучения взрослых и юных граждан правилам безопасного поведения в Интернете, усилить их роль в качестве информационных центров, способствующих оказанию гражданам доступа к информации, в качестве помощников и консультантов для детей и родителей по работе с информацией и Интернетом;

Министерству образования и науки Российской Федерации

- содействовать созданию системы ежегодных мониторинговых исследований по проблеме «Дети и Интернет», а также проведение репрезентативного комплексного исследования «Дети, родители и Интернет»; вместе с тем, необходимо также постоянное изучение и экспертиза создаваемых Интернет-ресурсов для детей;

- ускорить разработку и внедрение обучающих курсов по пользованию компьютером и сетью Интернет для младшего школьного возраста в соответствии со средним возрастом начала работы в сети Интернет для России (в том числе курс «Обучение основам безопасности жизнедеятельности в Интернете»). Проработать вопрос о внесении соответствующих изменений в федеральные образовательные стандарты и иные соответствующие нормативные акты;

Министерству связи и массовых коммуникаций РФ:

- Проработать вопрос о планировании разработки и внедрения проектов в области повышения безопасности несовершеннолетних при использовании «высоких технологий» (ИКТ);

- проработать вопрос об информационной политике СМИ в целях широкого информирования населения о возможных рисках и угрозах, способах безопасного поведения в Интернете, в том числе, для различных целевых аудиторий;

Министерству здравоохранения и социального развития РФ:

- Содействовать выделению и переподготовке специалистов в субъектах Федерации, непосредственно задействованных в мероприятиях оперативного реагирования и оперативного принятия мер на сообщения о детях или от детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (похищение, пропажа, вовлечение в эксплуатацию).



Назад в раздел
Молодежная палата интернет палата

Организаторы